Счетчики

Яндекс.Метрика

Михаил Гулько: «Судьба эмигранта»

«АМЕРИКАНО»

Итак, самолет. Австрия – первая остановка. Запомнил я Вену плохо, потому что был там недолго. Поразило, без сомнений, изобилие в магазинах, а так особых впечатлений не вынес. Из Вены эмигрантов отправляли в Рим. В памяти встает вокзал, суета, толкотня и абсолютно ужасный поезд, едва ли не с забитыми досками окнами вагонов. Со мной старенькая, 77 лет, мама, жена и ворох чемоданов. Кое-как расположились, забросили багаж, чуть не оставив на перроне сумку. Тронулся состав. Ехали ночь. Наконец, Вечный город - Рим. Здесь нам предстояло пробыть несколько месяцев, ожидая разрешения на въезд в Штаты. Дольше всех сидели те, кто хотели в Австралию – без малого год или в Канаду – полгода. Про Италию я знал только одно – здесь орудует мафия. Потому на каждого смотрел с подозрением. В Риме сняли квартирку неподалеку от Ватикана. Так все делали: находили жилье, потом приносили счет от хозяина, а эмигрантская организация оплачивала его. Все расселились в разных районах, но каждое утро бывшие советские граждане встречались на базарчике, где с рассвета кипела торговля. Называлась эта толкучка почему-то «Американо». Каждый пытался продать свои нехитрые «сокровища»: матрешки, икру, палехские шкатулки, книги по искусству, деревянные ложки, фотоаппараты. По рынку бродили итальянцы, желающие приобрести что-нибудь за гроши и фланировали цыганки в ярких одеждах со множеством карманов, куда они очень ловко прятали все, что им удавалось стащить. Одну такую «мурку» я поймал буквально за руку и, не взирая на ее «справедливые» крики: «невиноватая я!», все-таки вызволил свою баночку икры. Сбыть удавалось не все и не всем. Однажды какой-то чувак, отбывавший в Америку, оставил мне сто спусковых тросиков для фотоаппаратов. Зачем он их вез? Продать их на «блошином рынке» было, по-моему, абсолютно невозможно. Но я разбросал их по десяти фото-магазинам Рима, и они разошлись по доллару. Конкуренция на «Американе» была страшная, а набор товара у всех практически идентичный. Как-то я гулял по Риму и думал, как же мне удачнее распродать свои «рашн сувенирс», и тут увидел нищего музыканта. Я уже встречал его раньше. На вид холеный, с приятным лицом, розовощекий. Нищий!? Такой нищий богаче нас всех! Он бойко играл на таком маленьком аккордеончике. И тут меня осенило. Подошел к нему: «Сеньоро, продай инструмент!» Он отвечает: «Прего! У меня еще есть!» Взял инструмент и на следующий день пришел на базар пораньше, в шесть утра. Занимаю первый стол, достаю бутылочку водки, сало, хлеб, режу огурчик, расставляю все свои «подарки» и разворачиваю аккордеон. Как выдал «итальяно», и «Солее мио», и «Сорренто». Тут они к моему прилавку, как ломанулись... И крали, и покупали, и просто стояли слушали. А я играл, водочку пил, закусывал хлебушком с колбаской и создавал ажиотаж. Выпивал не для удовольствия – холодно было. Иначе бы я просто не выдержал столько времени на улице. Все это было весело очень. Аккордеон этот маленький в Америку я уже не помню почему, но вывезти не мог, и продал его накануне отъезда вместе с часами прямо с руки.

«НЬЮ-ЙОРК, НЬЮ-ЙОРК…»

Нью-Йорк! Если сформулировать мое первое впечатление от «столицы мира» одним словом, то это будет: «Ка-ра-ул!» Мы прибыли 16 июля 1980 года. Жара страшная, больше 100 градусов (В США температура измеряется по шкале Фаренгейта. Их 100 градусов соответствуют приблизительно 35-37С). Привезли новоприбывших в какой-то крошечный отель в верхнем Манхэттане, 90-е улицы – пять минут пешком и Гарлем, откуда и сегодня не всякий белый человек возвращается живым и здоровым, а тогда и подавно. Нас сразу предупредили: «На такие-то улицы не выходите даже днем - ограбят». В номере, в прихожей стоял огромный черный вентилятор весь в паутине и еле-еле разгонял знойный воздух. Сложили вещи, я принял душ и вышел прогуляться по ближайшим кварталам. Заглянул в магазин, увидел, наверное, сто сортов пива. Купил запотевшую банку «Бадвайзера», орешки и двинул вниз по стриту. Прошел метров пятьсот, смотрю – в витрине выставлены музыкальные инструменты. Зашел, конечно, взял аккордеон в руки, поиграл. На улицах виртуозно лабали одетые едва ли не в лохмотья чернокожие музыканты. Я удивился, а потом мне объяснили, что вечерами они же играют в джаз-клубах в шикарных нарядах. На следующий день была назначена встреча в офисе «Наяны». Так в суете миновала первая неделя, а 25 июля, ближе к вечеру раздался звонок: «Дядя Миша, это Марина Львовская. Приезжайте сегодня на Брайтон в ресторан «Садко»». Марину я знал еще по Харькову. За мной приехало такси, и я впервые отправился из Манхэттена в Бруклин. На Брайтон-Бич тогда было всего три русских ресторана: «Садко», «Баба Яга» и еще какой-то, чье название я теперь не могу вспомнить. В «Садко» выступали певицы Люба Успенская и Марина Львовская. Алик Мирлас играл на фортепиано и тоже пел, харьковчанин Вадик Косинов сидел за ударными, а киевлянин Леня Полищуков играл на гитаре. Кстати он вместе с Сашей Фельдманом аккомпанировал Грише Бальберу и Аркадию Северному во время записи их концерта в Киеве в 1977 году. Гульба в кабаке шла просто невероятная. Все балдеют, дым коромыслом, гудеж. В тот год была особенно популярна песня Пугачевой «Без меня тебе любимый мой лететь с одним крылом…». Ее пела Люба. Еще вместе с Мариной они здорово исполняли репертуар «итальянцев». Тем вечером я узнал, что не стало Владимира Семеновича Высоцкого, и испытал настоящий шок.

УВИДЕТЬ ВЫСОЦКОГО…

Вспомнился эпизод, связанный с Высоцким. Еще на Камчатке мы постоянно слушали его песни, а однажды даже пытались с ребятами-музыкантами прорваться в компанию, где присутствовал бард во время посещения Петропавловска, но не вышло. И вот в начале 70-х я работаю в Москве и узнаю, что Марина Влади принимает участие в торжествах по поводу открытия Московского кинофестиваля. Я понял, что такой момент упускать невозможно – другого может не быть – где она, там и Владимир. Мне очень захотелось просто взглянуть на этого великого человека. Выяснилось, что рабочая программа фестиваля шла на Васильевской, в «Доме кино», а пресс-бар дислоцировался в гостинице «Россия». Сегодня этого гигантского здания на набережной Москва-реки больше нет, но горожане помнят, что это был огромный отель, чуть ли не самый большой в Европе. Каждое крыло здания носило название стороны света – «Южный вестибюль», «Северный» и т.д. К тому моменту я успел отработать в каждом из ресторанов гостиницы, по всей, так сказать, «розе ветров» и знал «Россию», как свои пять пальцев. Но как попасть во внутрь? В отеле полно иностранцев. Система пропускная – на дверях охранники из известной конторы, которым помогают всякие дружинники и прочие «бригадмильцы». Моим местом работы тогда стал ресторан «Лесной» в Измайлово. Я сменил там Леонида Бергера, который уехал в 1973 году на ПМЖ в Австралию. Сумасшедшего уровня был музыкант, подлинный виртуоз. Помню, на его последний в СССР концерт, который как раз проходил в «Лесном», съехался весь цвет артистического мира. Пришла известная певица Гюля Чохели со своим мужем и почему-то стала при всех отговаривать его от эмиграции. У Лени была популярная вещь «Как прекрасен этот мир, посмотри…», где есть строчка: «А если сорваться, сорваться вдвоем…» Вот он и сорвался вместе с женой. Ну, да ладно… В общем, отыграл я в тот вечер программу, взял приятеля Сашу, начальника средней руки из «Мосстроя», и отправились мы напару смотреть Высоцкого. Пресс-бар, как мне удалось узнать, находился на втором этаже Восточного входа. С улицы можно было даже заметить веселящихся людей. Репортеры и артисты выходили покурить на воздух, на небольшую террасу. Вместе с товарищем я зашел в Северный вестибюль и под каким-то предлогом поднялся к дежурной по второму этажу. Дождавшись момента, когда она отвлеклась, мы быстро проникли на балкон, опоясывающий здание по периметру и начали двигаться к Восточному крылу. Причем, по ходу своего движения приходилось пробираться и через лоджии жилых номеров. Примерно на середине пути кто-то из постояльцев засек нас: поднялся крик, визг, начались звонки в милицию. Внизу забегали сотрудники МВД в форме и штатском – начался шухер. Сашка был номенклатурным работником, членом партии и я, увидев, как разворачиваются события, говорю ему: «Возвращайся-ка ты назад. Чувствую, брат, – будет беда. Сейчас они нас на входе примут тепленьких!» Он так и сделал, а я, как мог быстро, стал пробираться к цели. Пока внизу бегали, пытаясь понять в темноте, где и кто лазает, я уже спрыгнул на террасу пресс-бара. Особенного внимания на меня никто не обратил – все уже поддатые, веселые, пьют коктейли. Я на голубом глазу прохожу в зал, осматриваюсь и замечаю, в «тени» сидят Влади и Высоцкий. Выбрал место, чтобы видеть Владимира Семеновича, падаю на свободное место, подзываю официантку и делаю заказ: «Двести грамм, салат, горячее… А за тот столик (показываю) отнесите, пожалуйста, цветы и шампанское. Если спросят от кого – покажите на меня. Нет – ничего специально не говорите». Официантка так и сделала. Они, правда, никакого внимания моему презенту не придали, даже не обратили внимания – были заняты беседой. Чувствовалось, что Высоцкий напряжен, задумчив. Посидели они не долго, но я успел хотя бы взглянуть на гения. Помню, он был одет в простенький джинсовый костюм. Наверное, тогда еще был невыездным, а Марина – напротив – поразила очень модным, обтягивающим черным вечерним платьем. Стоило моему «интересу» исчезнуть, я тоже засобирался. Рассчитался и благополучно вышел через главный вход. Время было пол-четвертого утра. Я жил на улице Грановского (ныне Романов переулок), снимал комнату у сестры маршала Шапошникова. Конечно, семья такого человека имела и другое жилье, но у Галины была откуда-то эта комната в коммуналке. Каждый месяц я ездил в Архангельское, на генеральскую дачу, и отдавал деньги за аренду. От «России» до квартиры – десять минут пешком. Пересекаю неспешно Красную площадь, приближаюсь к Мавзолею и вдруг сзади чувствую такое «дружеское» похлопывание по плечу. Оборачиваюсь, сзади «двое в сером, двое в штатском»: «Гражданин, пройдемте!» Даже не показали удостоверения. Но я все понял, не стал возражать. Время было такое, что виноваты были все. Молча отправился за ними, только что руки назад не заложил. Гебешники отвели меня в «Россию», в комнату, где сидели представители «органов». Оказывается, они следили за мной с того момента, как засекли на балконе. Решили – это шпион хочет передать что-то своему сообщнику. Со мной была сумка со стандартным мужским «фраерским набором». Ее вытряхнули, обыскали всего с ног до головы. Чисто. При себе у меня было удостоверение: «Моссовет», отдел культуры, МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей)». Чекисты поинтересовались адресом места работы и спросили, зачем я лазил ночью по балконам. «Ребята, - говорю. – Хотел увидеть Высоцкого - вот и вся причина». Они поверили. Отпустили. Но сказали, что на работу «телегу» о моем хулиганском поступке напишут. С утра я подстраховался – отнес девчонкам из секретариата МОМА конфеты, шампанское, но никакой бумаги не последовало. Видимо, сотрудники правильно поняли мой поступок. ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ МИХАИЛ ГУЛЬКО «СУДЬБА ЭМИГРАНТА», серия «Русские шансонье», Изд. «ДЕКОМ», 2009г.
Источник: http://www.blatata.com/main/10136-mikhail-gulko-sudba-jemigranta.html

 

 

Книга Михаила Гулько «Судьба эмигранта»

   С 2005 г. издательство ДЕКОМ выпускает в серии «Имена» книги, посвященные неофициальной музыкальной культуре.
   Книга Михаила Гулько «Судьба эмигранта». Об этом легендарном исполнителе уже рассказывали прежние издания, но личность певца столь неординарна, что читатель с удовольствием прочтет книгу, в которой Гулько сам повествует о своей жизни. Михаил Гулько объездил с гастролями все континенты, от Сиднея до Новосибирска. Пел перед потомками царской семьи и заключенными российских тюрем. До эмиграции в 70-е годы ХХ века Михаил Гулько двенадцать лет проработал горным инженером, одновременно выступая в харьковских ресторанах. Затем до самого отъезда в Штаты много лет руководил музыкальными коллективами в советских ресторанах от Камчатки до Сочи. «Судьба эмигранта» - откровенный и интересный рассказ о горьких и смешных, курьезных и серьезных жизненных ситуациях. Наряду с автобиографическим повествованием Гулько говорит о встречах с Людмилой Гурченко и Вадимом Козиным, Юрием Кукиным и Алешей Димитриевичем, Армандом Хаммером и Лайзой Минелли, Сергеем Довлатовым и Михаилом Шемякиным, Юлианом Семеновым и Аллой Пугачевой. Книга богато иллюстрирована уникальными фотографиями из архива Михаила Гулько.
   
Автор проекта и составитель серии - известный писатель и журналист Максим Кравчинский.

 

   Шансон - Портал представляет отрывок из вышеупомянутой книги.

 


Михаил Гулько
Михаил Гулько


«МОРЯК, ПОКРЕПЧЕ ВЯЖИ УЗЛЫ»

   …В тот же день в трудовой книжке появилась запись, перечеркнувшая мою инженерную карьеру, как оказалось, навсегда - «Петропавловск Камчатский, ресторан «Океан», музыкант».
   Кабак находился прямо в порту, на первой линии от моря. Зал мест на 150-200. Огромные мраморные колоны – «сталинский ампир». Столики по периметру. Ансамбль – пять человек - пианист, барабанщик, аккордеонист, саксофонист и певец. Одеты были, как беспризорные, кто во что. На мне, помню, была курточка модная, их везли из Риги, фасон назывался в народе «не хватило материала», потому что верх был из одной ткани, а низ – из другой. Только певец обязательно выходил в бабочке.
   Заправлял всем какой-то парень, который мне сразу не понравился, потому что чаевые всего коллектива он складывал к себе в карман. Я сразу пресек это: «Слышишь, Вася, так дело не пойдет! Чаевые у тебя в кармане, а ты ходишь в буфет выпивать!» - «А я с левого кармана за буфет расплачиваюсь, - заявляет – Там у меня свои бабки». - «Нет, дорогой, так не годится» - я решил сразу сломать эту ситуацию. Следующим вечером на сцене установили тумбочку, сверху прорезали отверстие, внутрь поместили картонную коробку для денег и дело пошло. После работы все вместе открывали и считали лавэ, а их бывало немало.
Первый год я отыграл на аккордеоне, но потом руководство ресторана говорит: «Аккордеон уже не актуален, надо вам осваивать синтезатор».
   Знакомые моряки привезли из Ленинграда орган «Юность» и я быстренько научился на нем играть. Команда у нас была сильная в профессиональном плане и слава, что называется, бежала впереди нас. Все столичные гастролеры от Софии Ротару до Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона, бывая с гастролями на Камчатке, обязательно заглядывали к нам. К тому моменту я получил свою комнату и с удовольствием принимал их у себя в гостях.
Не помню, чтобы ресторан пустовал – жизнь в городе не кипела – бурлила. В порт постоянно приходили суда: пассажирские, военные, торговые, танкеры…
   Но в основном, конечно, это были всевозможные рыболовецкие корабли: маленькие траулеры, сейнеры, БМРТ (большие морозильные траулеры); суда китобойной флотилии, на которых работало по несколько сотен человек; краб-заводы, где свежевыловленного краба тут же закатывали в банки с надписью латиницей «CHATKA» и потом продавали на Запад за валюту…
   Потому и ресторан работал иногда целый день. Бывало, получаем радиограмму: «Борт №… приходит в 12-00, просим обеспечить культурную программу для моряков». И мы начинали лабать прямо с утра, но обычно приходили, как и на «материке», к 8 вечера и играли до последнего клиента.

 

 


Для моряков китобойной флотилии звучит эта песня... Камчатка начало 70-х
Для моряков китобойной флотилии звучит эта песня... Камчатка начало 70-х

   Репертуар исполняли соответствующий обстановке: «Моряк, покрепче вяжи узлы, беда идет по пятам… Не верь подруге, а верь в вино, не жди от женщин добра…», «На материк, на материк ушел последний караван…», «Шаланды полные кефали», «Землянку». Пели старинную песню крейсера «Варяга»: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает…»
   Потому что очень много людей погибало в море. В то время это не афишировалось, но так было: наберет траулер рыбы больше, чем может поднять, и переворачивается в ледяной воде, где кровь моментально застывает.
   Чаевые матросы часто давали не советскими рублями, а морскими бонами, которые можно было потратить в магазинах «Альбатрос». Был такой аналог «Березки» для моряков загранплаванья. Правда, в Петропавловске их не было, но были в других портовых городах Союза. Мы отдавали боны знакомым, и они покупали для нас магнитную ленту BASF, кассетники и все остальное, что нужно музыкантам.
   Вспоминаю интересный случай. В кабак пришли ребята с китобойной флотилии и говорят: «Есть икра красная в банках по 3,700 кг, а нам нужно пиво и спирт. Айда, меняться?»

 

 


На Камчатке я иногда менял имидж и сбривал бороду
На Камчатке я иногда менял имидж и сбривал бороду

   Ночью мы с парнями из ансамбля на баркасе подплыли к их гигантскому судну, нам скинули веревочную лестницу – шторм-трап. За спиной рюкзаки со спиртом и пивом, на груди инструменты. Поднялись. Началась гульба от души. Пили, пели, травили байки… В итоге, так расслабились, что опомнились только в тот момент, когда поняли, что «склянки пробили» и судно отходит в открытое море. «Что делать?» Во-первых, проблема вернуться вовремя на работу. Но это еще пол-беды, главное – неприятности, грозившие нам за нарушение режима. Я заметался, стал бегать стучать в каюты, чтобы сообщить о себе, а нам никто не открывает. Китобои уходили в море на многие месяцы и у них была традиция – начинать пить за несколько дней до выхода и еще продолжать пару суток после того, как швартовые уже отдали. «Все, - думаю. – Картина Репина «Приплыли»». Вдруг открывается одна каюта и на пороге стоит страшно недовольный помощник капитана по политической работе, особист. Накануне мы с ним пели его любимые украинские песни, и я запомнил его имя-отчество: «Иван Алексеевич, так и так, не сориентировались, прошляпили отход судна, помогите добраться до берега!» Он и сам моментально протрезвел. Еще бы – посторонние на режимном объекте, за который он же и отвечает. Матерясь, натягивает китель и кличет матроса: «Быстро спустите на воду катер и доставьте музыкантов в порт». «Есть, товарищ помполит!» - отчеканил матросик, а сам стоит злющий. Видно, не успел похмелиться. Собрали мы манатки, покидали в пустые рюкзаки банки с икрой и двинули к берегу, благо китобой не успел далеко отплыть.
   Одну из банок с деликатесом я отправил посылкой родителям в Харьков, а потом оказалось, что для собственных нужд рыбаки солят икру иначе, чем на заводах. Кустарно засоленная икра хранится от силы пару недель, а потом начинает бродить и взрывается. Мама получила посылку, где весь ящик был изнутри покрыт застывшей красной массой.
   Еще, помню, мы менялись с моряками Черноморского флота, заходившими на ремонт в Петропавловск: большую (3,700 кг) банку красной икры на 1,800 кг черной.
   Был случай - готовилось застолье, накрывался стол. Выложили в глубокую тарелку и «царский» деликатес. Вдруг смотрим, один из присутствующих – шустрый такой мужичок – сел и ложкой наворачивает икорку. Мы обалдели: «Что же ты делаешь? Еще не начали, а ты один икру ложками ешь?» На что он, не отрываясь, говорит: «Да, я ее очень люблю!». - «Так все любят!» - отвечаем.
   И этот баловень судьбы, сын генерала, абсолютно не стесняясь, заявляет: «Так как я ее люблю, вы любить не можете!»
   Однажды наш ансамбль сопровождал рыбаков прямо на борту БМРТ. Мы шли из Петропаловска-Камчатского Охотским морем до бухты Нагаево, в Магадан. Это занимало многие дни. Команда БМРТ подходила к маленьким судам, которые занимались ловом сельди, и перегружала к себе на борт их улов. Когда работа была выполнена, мы зашли в бухту Нагаево. Штормило, и БМРТ не мог пришвартоваться к причалу. Чтобы доставить нас на берег к кораблю подошло суденышко поменьше и попыталось встать, как можно ближе к нашему, но из-за волн маневр никак не получалось осуществить. Тогда старпом говорит: «Мы сейчас опустим кран с сетью, а вы ложитесь вместе с инструментами на спины и мы аккуратно переместим вас на другой борт». Легко сказать! Сильнейший ветер! Все заливает водой! Кран чуть ли не гнется, одно неловкое движение и костей не соберешь. Довольно долго продолжалась эта «операция», но в итоге мы оказались на суше, и отправились в Магадан навестить знакомых музыкантов.

 

 


На Камчатке я закончил дирижерский факультет музыкального училища
На Камчатке я закончил дирижерский факультет музыкального училища


ВАДИМ КОЗИН

   Я заглянул в пару ресторанов к друзьям-харьковчанам, а потом к Мише Шуфутинскому, с которым уже был немного знаком по Москве. Кстати, когда четыре года спустя я уехал с Камчатки, то Миша в свою очередь покинул «столицу колымского края» и стал работать в Петропавловске, в «Океане».
   Рыбное было место…
   На Колыме нас встречало руководство магаданской филармонии, и кто-то предложил: «Хотите навестить Вадима Козина?» Конечно, я хотел увидеть Вадима Алексеевича, этого легендарного мастера эстрады, чьи песни помнил с детских лет. И мы отправились в пятиэтажку, стоявшую в центре города. Он квартировал на последнем этаже. Нам открыл небольшого роста седой пожилой человек в ярко синей водолазке, обхватывающей горло по самый подбородок. Мне еще подумалось, что он скрывает там какие-то шрамы или след от веревки. Вся комната была завешана плакатами с изображением кошек, а эти «милые» создания бродили по дому целыми стаями. Козин производил впечатление человека довольно строгого, слегка раздражительного. Но позже оттаял. Мы достали принесенное с собой сухое вино, сыр. Вадим Алексеевич предложил послушать что-то из своих новых записей.
   Подошел к магнитофону, достал катушку и, нажав клавишу воспроизведения, вернулся к столу. Вдруг из динамиков послышался его голос: «Прости меня, Господи! Я ухожу от вас, не поминайте лихом…» Козин перепутал ленту и случайно включил запись своей прощальной речи. Наверное, собирался когда-то покончить жизнь самоубийством. Поняв ошибку, хозяин спохватился, быстро выключил аппарат и уселся за пианино. «Осень, прозрачное утро…» - начал он с места в карьер. Едва зазвучал этот незабываемый голос, мы позабыли об инциденте и начали внимать Вадиму Алексеевичу, а он продолжил домашний концерт и исполнил свои песни: «Весенний вальс», «Магаданский ветерок», «Магаданские бульвары»...
   Насколько я знаю, в гастрольные поездки по стране ему выезжать запрещалось. На великого певца власти распространяли некую «черту оседлости». Правда, на Камчатку вместе с труппой Магаданского театра Козин заглядывал.
   Позже к нему приезжал Иосиф Кобзон с группой артистов. Кобзон позвал Вадима Алексеевича вернуться, так сказать, на «большую землю», но услышал отказ.
   Погуляв пару деньков по Магадану, мы с ансамблем самолетом вылетели в Петропавловск-Камчатский.

 

 


ЮРИЙ КУКИН


С Юрием Кукиным (в центре) и его другом Сергеем Арно, Нью-Йорк, 2002
С Юрием Кукиным (в центре) и его другом Сергеем Арно, Нью-Йорк, 2002

   Ночь, гульба, полный зал народу. Пятьдесят раз за вечер я пою «Корабли постоят…».
   Со временем стал просто объединять заказы. Дождусь, пока наберется десяток-другой желающих, и объявляю: «А сейчас для моих друзей: Пети, Коли и Алика… Звучит эта композиция…» Еще я слегка переделал слова в «Песне о друге» Высоцкого и пел: «…Парня в море тяни, рискни, не бросай одного его, пусть в каюте одной с тобой, там поймешь, кто такой…» Публика балдела. В потолок бились пробки от шампанского Горьковского завода, которое доставляли на Камчатку пароходами. Вино в трюмах трясло, и в момент открытия вместе с пробкой вылетала длинная белая пенная струя, не оставляя практически ни капли напитка в бутылке.
   На дверях стоял швейцар Егорыч, огромный, пузатый, вечно навеселе мужик с пухлыми от чаевых карманами. От страждущего попасть в теплый зал ресторана народа Егорыча отделяла стеклянная дверь, задернутая занавеской. Раздавался стук, он приоткрывал «ворота», выставляя свой невероятный живот, и ждал, дадут ли на лапу. Если клиент оказывался щедрым, зеленый свет зажигался немедленно.
Отпел я, спускаюсь к бару промочить горло, и тут ко мне подходит Егорыч: «Мишки (почему-то он так меня называл), тебя на улице какой-то бич спрашивает».
   Выхожу, стоит человек невысокого роста с припухшими от недосыпа веками, одетый в телогрейку, и задает вопрос: «Ты что ли руководитель ансамбля?» - «Да».
- «А я – Кукин».
   Конечно, это имя было известно мне. Мы слушали пленки с его песнями и песнями Визбора, Клячкина, Городницкого, а «Гостиницу» и «Париж» - я исполнял уже тогда.
   «О, Юра, какой гость! Заходи!» - я тут же провел его в зал, где он встретил знакомых геологов и присоединился к их компании. Потом я объявил присутствующим, что сегодня с нами находится известный бард Юрий Кукин. Через некоторое время он поднялся на сцену и спел «За туманом», которую мы записали на пленку. «Какая сильная вещь!» - сказал я. - «Нравится? Бери, пой, где хочешь! Я ее тебе дарю!» Мы присели к свободному столику и несколько минут пообщались.   Оказалось, его занесло на Камчатку в составе геологической партии, а вообще он родом из Ленинграда, закончил там институт физкультуры имени Лесгафта. Но по специальности - тренером фигурного катания - не работал тогда, а трудился спасателем на лодочной станции.
   Гулянка набирала обороты. Юра уже где-то взял гитару и пел своим друзья. Стало светать, ресторан закрывался, но самые стойкие решили продолжать и отправились на сопку, которая начиналась буквально в ста метрах от заведения. На дворе была весна, погода стояла довольно теплая. Человек двадцать расселись на траве, и Кукин устроил импровизированный концерт на природе. Но когда Юра закончил петь, все поднялись, а один человек остался лежать на земле – умер.
   Так случалось, моряк мог не пройти медкомиссию перед уходом в море и оставался на пол-года на материке. Это называлось «остаться на бичу», то есть на берегу, от английского слова beach. Поэтому таких людей называли «бичи». Острословы расшифровывали это по всякому, типа – «Бывший Интеллигентный Человек», но на самом деле этимология такова. Чем могли заняться такие «отставшие» от «поезда» граждане? Конечно, они пили дни и ночи напролет и сердце, порой, отказывало.
   По одежде было видно, что умерший из таких: опухшие руки и лицо, темные очки, скрывающие синяки, стоптанные туфли, гонк-конговский балоньевый плащ, модный, но не по погоде и никаких документов.
   Юра наверняка помнит тот случай.
   Много лет спустя, в 1996 году, когда записывалась песня «За туманом» для альбома «Заграница», я позвонил Юрию Алексеевичу в Петербург и попросил официальное авторское разрешение. «О, Миша, привет! - он тут же меня узнал, - Я тут пою «твою» песню «Гостиница»» - «Какую? – спрашиваю, - мою». – «Ну, ты же сделал эту вещь в свинге, мне очень понравилось, и я теперь тоже стал в концертах исполнять ее в такой манере». Потом он попросил включить «За туманом» прямо по телефону, пришел в полный восторг от аранжировки с подачей, и без лишних разговоров согласился подписать нужный документ.
   Прошло еще лет пять и Юрий Кукин по приглашению своего товарища и коллеги Сергея Арно, жившего в ту пору в Штатах, приехал в Нью-Йорк. Мы встретились на Брайтоне в кафе и по просьбе владельца и посетителей тут же устроили импровизированный концерт. За полчаса продали билеты, собралось много людей и мы очень душевно попели и вспомнили старые времена.
   Недавно я узнал, что Юра написал продолжение - «За туманом». Тридцать лет спустя». Очень хочу услыхать эту вещь, и может быть записать. Кукин – великолепный автор и прекрасный человек.
   На Камчатке я провел четыре года. За это время успел закончить дирижерский факультет муз.училища и стал дипломированным музыкантом. Ближе к окончанию моей «дальневосточной одиссеи» ко мне приехала семья: жена и дочь. Но обстоятельства сложились так, что вскоре они отбыли обратно в Харьков.
   Супруге не очень пришлись по душе местные красоты...
К тому же, как назло, стоило им приехать, по Камчатскому краю прокатилась волна землетрясений. Сильных разрушений не было, но, поверьте, ощущения не из приятных. Посреди ночи я стоял в дверном проеме с дочкой на руках, со страхом ожидая, новых толчков. Я обменял свою жилплощадь в Петропавловске на маленькую комнату в Москве и стал готовиться к отъезду. Но сразу в столицу не попал, сперва отработал несколько месяцев в Сочи.

 



ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ МИХАИЛ ГУЛЬКО «СУДЬБА ЭМИГРАНТА»,
серия «Русские шансонье», Изд. «ДЕКОМ», 2009г.
© М. А. Гулько
© М. Э. Кравчинский
© Шансон - Портал - www.shanson.org
Гулько с Михаилом Шемякиным в день его 40 летия Нью-Йорк конец 80-х годов

Михаил Гулько «Судьба эмигранта»
(Главы из книги)

Обложка

Главы из книги Михаил Гулько «Судьба эмигранта», серия «Русские шансонье», Изд. «ДЕКОМ», 2009.

«НАШИ ЛЮДИ ВЕЗДЕ НУЖНЫ!»

Начиная с 1993 года, я стал более-менее регулярно наведываться с концертами в Россию. В 1995 году меня пригласил приехать красноярский предприниматель Анатолий Петрович Быков. Я дал серию концертов в городах Сибири. Среди выступлений на предприятиях (я пел для всего огромного коллектива «Краза»), в ночных клубах и ДК организаторы спросили меня: «Могли бы вы выступить в зоне?» - «Конечно! Везде люди хотят песен» - без раздумий согласился я. Хотя подобная аудитория была для меня тогда в новинку.

Долго ехали на огромном джипе по заснеженным сибирским дорогам, пока не подъехали к пункту назначения. Перед заходом непосредственно в колонию я общался с руководством ИТК в штабе. Потом взял инструмент и отправился давать концерт.

Чтобы оказаться на территории зоны, необходимо предъявить документ - таков порядок. Сквозь зарешеченное окошко-«солнышко» я протянул женщине-прапорщику синий паспорт с американским орлом на обложке. Она начала задумчиво и недоуменно его разглядывать, явно не понимая, что же ей делать. Зона - объект режимный, иностранцу туда, по идее, дорога закрыта. В то же время, она своими глазами видела, что я здесь человек не случайный - столько времени провел в штабе с ее руководством. Вижу, в глазах у нее застыл вопрос, дабы решить все сомнения, я склонился к решетке и доверительно произнес: «Наши люди, товарищ прапорщик, везде нужны! Понятно?» - «Да!» - вздохнула она и открыла электронный замок.

Сцена оказалась расположена страшно высоко от пола. Никогда ничего подобного не встречал. В зале - дикий холод. Мне надо играть на аккордеоне, а пальцы практически не сгибаются. «Ребята, - обращаюсь к зрителям, - У вас мороз в клубе, организуете чайку горяченького?»

Через минуту подносят эмалированную кружку с обмотанной бинтом ручкой, чтобы можно было схватиться. Сделал пару глотков и понимаю - принесли чифир. Причем заварили прямо в кружке. Напиток невероятной крепости. У меня тут же зашумело в голове, потемнело в глазах, и я подумал, что могу просто рухнуть со сцены вниз. Пришлось взять себя в руки: «Благодарю вас, но мне бы обычного «купца», это для меня через чур:» Они засмеялись и тут же принесли простой чай. Я отогрелся слегка и пел им часа три, начав концерт словами: «Для граждан России, временно попавших в трудную ситуацию, прозвучат эти песни».

Столь искренний и теплый прием, как в местах лишения свободы, редко где можно встретить. Посетив, со временем, десятки зон теперь я знаю это наверняка.

По окончании концерта началось общение: автографы, разговоры, фотографии...

Мне надарили неимоверное количество сувениров, изготовленных руками заключенных. Особенно красиво там делают нарды и деревянные фигурки.

В Новосибирске устроители гастролей повезли меня в район Первомайка на интервью к настоящему подвижнику русской жанровой песни Андрею Васильевичу Даниленко. Для своего радио «Кореш» он записал длинное интервью со мной. Мы много

Создать бесплатный сайт с uCoz